«Весь мир – театр, а люди в нем актеры»
В. Шекспир.
Жизнь в детском саду тоже пронизана театрализованной деятельностью. Ведь ведущей деятельностью дошкольников является игра. А театрализованная
деятельность - это не что иное, как разновидность игры. Театрализованная деятельность – это творческая игра ребёнка, связанная
с созданием, моделированием образов, отношений, с использованием различных
выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованная деятельность в детском саду может пронизывать все
режимные моменты: включаться в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой
прием и форму обучения детей. На занятиях появляются персонажи, которые
помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Если в младшей
группе это может быть игрушечный герой, то для детей старшей группы уже
приходит герой-воспитатель. Также элементы театральной постановки можно использовать, например, для закрепления полученных
знаний.
На прогулках, в
совместных играх включаются игровые ситуации, также могут присутствовать
персонажи. Чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов позволяет привлечь внимание детей к книге.
В самостоятельной деятельности дети часто обыгрывают те ситуации, которые их сильно взволновали. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника или обыгрывают любимую сказку.
Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
Таким образом, используя театрализованную
деятельность, мы можем решить целый комплекс взаимосвязанных задач во всех
образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное
развитие• формирование положительных взаимоотношений между детьми.
• познание эмоционального состояния, личностных качеств, оценки поступков как своих, так и других людей.
• воспитание у ребенка уважения к себе.
• развитие эмоций.
• этическое воспитание.
Познавательное
развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• развитие памяти, внимания.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря.
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Чтобы достичь этих целей, для эффективного использования театрализованной деятельности, в каждой группе должен быть театральный уголок, а также ежедневная работа в этом направлении.
Наполнение театрального уголка должно быть
понятно детям, они должны уметь взаимодействовать с куклами, которые выставлены
в уголке.
В младшем возрасте важно научить детей управлять собственными пальцами,
рукой. Поэтому в уголке должен присутствовать пальчиковый театр, настольный театр, театр мягкой игрушки, театр вязаной игрушки, театр игрушки из конуса.
Для среднего возраста кроме тренировки уже полученных навыков, ребята
учатся работать с театром ложек, знакомятся с театральной ширмой, а также осваивают азы кукловождения. В уголке
по-прежнему присутствует пальчиковый театр, настольный театр, конусный театр, а также появляются куклы-перчатки, театр ложек, теневой театр, фланелеграф, магнитный театр, ширма.
В старшей группе ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в
движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка.
В уголке присутствуют пальчиковый театр, куклы перчатки,
куклы-марионетки.
В подготовительной группе ребенок уже может выступать в качестве актера
костюмированного театра. Поэтому в уголке, кроме всего, что уже
присутствует, добавляются костюмы для переодеваний, драматизаций, театр масок, шапочки.
Однако такое разделение весьма условно: элементы
костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней
группы, а перчаточных кукол или настольный театр использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими
дошкольниками или в самостоятельных играх детей.
Театральный уголок должен
соответствовать возрасту детей и быть доступен. Наши дети очень любят играть с
настольным театром, обыгрывать хорошо
знакомые сказки.
Кроме уголка, необходимо уделять большое внимание театральным играм, которые помогают справиться с зажатостью детей, помогают работать над
выразительностью речи, развивать эмоции, мимику, выразительность жестов, учат
детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,
развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное
мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. В театральные игры можно играть с самого маленького возраста и до подготовительной
группы.
Цель: развитие
выразительности движений, жестов, мимики.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у
каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
Лиса, лисонька-лиса,Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
- Люблю курочек – да-да!
Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышли зайки погулять,Стали прыгать и играть.
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Игра на выразительность речи.
Цель: развитие
выразительности речи, эмоций.
Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» -
радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с
сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием.
Игра «Изобрази вкус яблока»
Цель: развитие
выразительности мимики, воображения.
Педагог предлагает
детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая
мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый,
а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т. д.).
Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус
разным, и от этого будет зависеть мимика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий